«Назад

Итоги пресс-конференции 15.03.2012 года

 

15 марта в информационном агентстве ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей, с участием представителей Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области и комитета по защите прав потребителей города Новосибирска.

            Представителям СМИ было сообщено, что 15 марта 2012 года Всемирный  день защиты прав потребителей проводится под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг» («Ourmoney, ourrights: campaigningforrealchoiceinfinancialservices») и что вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности третий год подряд (в 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права», в 2011 году  -  «Потребители за честные финансовые услуги»). Данные обстоятельства подтверждают сохранение обеспокоенности мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере. 

            Проведение Всемирного дня защиты прав потребителей в текущем году ознаменовано  тем, что 7 февраля  текущего года исполнилось 20 лет с момента принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон) постоянно совершенствуется и дополняется новыми положениями.

В частности, в 2007 году норма Закона об обязательной информации о товарах (работах, услугах) была дополнена положением, согласно которому при предоставлении кредита гражданам стало обязательным своевременное предоставление достоверных сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы.

Последние изменения, вступившие в силу в августе 2011 года, коснулись статьи 40 Закона, в которую введено понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, конкретизированы понятие «неоднократного» и «грубого» нарушения прав потребителей и  права общественных объединений потребителей.

В Российской Федерации, Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1994 года, ежегодно при его подготовке подводятся итоги деятельности, направленной на защиту прав потребителей нашей страны, намечаются новые цели задачи.

            Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы), являясь органом государственного надзора в области защиты прав потребителей, продолжает отстаивать интересы граждан, прежде всего, на приоритетных направлениях, одним из которых является обеспечение защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг.

Анализ динамики обращений граждан в Управление за последние 3 года свидетельствует об уверенном росте обращений потребителей на неправомерные действия банков.

            В 2009 г. в адрес  Управления поступило  25 письменных обращений потребителей на нарушение их прав при оказании банковских услуг, что составило 3,4 % от общего количества обращений по вопросам защиты прав потребителей, 105 человек обратилось по телефону за разъяснениями требований законодательства о защите прав потребителей при предоставлении кредитов. В 2010 г. число обратившихся возросло в 3,3 раза, в 2011г. - в 1,7 раза, по сравнению с 2010г (поступило 175 письменных жалоб, что составляет 17,2% от общего количества по вопросам защиты прав потребителей, еще 720 потребителей обратились за консультациями в рамках работы общественной приемной и телефонной «горячей линии» Управления и 530 - в консультационный центр и пункты, созданныена базе подведомственного Управлению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области»).

Соответственно были активизированы действия Управления по  реализации ограничительных (административных) мер. За 2011 г. Управлением в плановом порядке и по обращениям потребителей проведено 17 проверок и административных расследований, составлено 38 протоколов об административном правонарушении, что более чем в 4,5 раза превышает соответствующий показатель 2009 года, в 3,4 раза увеличилось количество вынесенных постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности.

            Отмечается положительная тенденция признания судами постановлений Управления законными и обоснованными: 17 раз банками  подавались  жалобы в суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, все они признаны не подлежащими удовлетворению.

            Все большее внимание уделяется судебной защите прав потребителей финансовых услуг, о чем свидетельствуют соответствующие результаты. Если в 2009 г. Управлением дано 2  заключения в судах в целях защиты прав потребителей (по искам граждан заемщиков к кредитным организациям), а в 2010 г. - 39, то в 2011 г. - уже 164.

В целях предупреждения нарушений, Управление осуществляет информационно-просветительскую деятельность, направленную на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизме защиты этих прав. Необходимость и значимость  повышения финансовой грамотности населения подтверждена тем, что по инициативе Правительства РФ при поддержке Всемирного банка разработан Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в РФ», которым немаловажная роль отводится Роспотребнадзору в части решения вопросов совершенствования соответствующей работы по информированию, консультированию и просвещению потребителей.