«Назад

Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг

 

В процессе реализации услуг в сфере туризма между потребителем и турфирмой нередко возникают разногласия.  Чтобы защитить права и законные интересы гражданина-потребителя услуг туристского бизнеса  постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452   «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»   уточнен порядок предъявления претензий к туроператорам и турагентам. В пункте 22 вышеуказанных Правил указан перечень деяний, влекущих их  ответственность:

- ненадлежащее информирование о туристском продукте и исполнителе, в том числе причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостоверного информирования;

- реализация туристского продукта с недостатками, в том числе некачественного или небезопасного;

- нарушение сроков оказания услуг и других условий договора;

-включение в договор условий, которые ущемляют права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

- причинение вреда потребителю  в результате реализации туристского продукта с недостатками.

  Положениями ст. 10 Федерального Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996г №132-ФЗ установлен обязательный досудебный претензионный  порядок урегулирования споров в отношении туроператора и   качества туристского продукта.  Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме  в течение 20 дней с даты окончания действия договора и подлежат рассмотрению   в течение 10 дней с даты  получения претензии.  

       Требования туриста, связанные  с недостатками туристского продукта, которые явились следствием не предоставления информации  со стороны турфирмы, потребитель вправе предъявлять  в пределах двух лет со дня  оказанной услуги ( ст. 29  Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

 Согласно ст. 1097 Гражданского кодекса РФ и ст.14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" вред, причиненный вследствие недостатков  услуги, подлежит возмещению  в течение 10 лет со дня исполнения  услуги.

 В остальных случаях, применительно ст. 196 Гражданского кодекса РФ, действует  общий срок исковой давности , установленный в три года.

    Ответственность с турфирмы может быть снята только в том случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение ею своих обязательств было вызвано непреодолимой силой или другими обстоятельствами, предусмотренными в законе. Доказывать их наличие - обязанность туристической фирмы-продавца.