Публикатор Публикатор

«Назад

В связи с задержкой авиарейса ПАО авиакомпания «Сибирь» и повышения температуры воздуха на борту самолета, Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области проводится внеплановая проверка в отношении авиакомпании

В связи с задержкой авиарейса ПАО авиакомпания «Сибирь» и повышения температуры воздуха на борту самолета, Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области (далее – Управление) проводится внеплановая проверка в отношении авиакомпании.

Управление в очередной раз информирует потребителей об их правах в случае оказания услуги авиаперевозки ненадлежащего качества и задержки авиарейса.

Права  потребителя  при  оказании  услуги  ненадлежащего  качества  установлены  ст.  29  Закона  РФ  «О защите  прав потребителей». Потребитель  вправе  потребовать  полного  возмещения  убытков,  причиненных  ему  в  связи  с  недостатками  оказанной  услуги. Убытки  возмещаются   в  сроки,  установленные  для  удовлетворения  соответствующих  требований  потребителя.  Претензии  по  качеству  услуг  могут быть  предъявлены  при  их  обнаружении,  в  ходе  оказании  услуги  по  перевозке,  либо  по  ее  завершении. 

Что касается задержки рейса, то задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете. Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета.

В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее – Правила №82)).

При задержке рейса пассажир имеет следующие права (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ); п. 227 Правил №82; п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»):

1) право на отказ от полета. Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся "невозвратным";

2) право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса (если например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.).

К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ);

3) право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 25% установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).

Размер штрафа, установленного в зависимости от МРОТ, определяется исходя из суммы, равной 100 руб. (ст. 5 Федерального Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен суммой 4 150 специальных прав заимствования (ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 55 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Федерального Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок»).

Также перевозчик может заключить соглашение с пассажирами о повышении своей ответственности по сравнению с вышеуказанными размерами. В таком случае размер ответственности перевозчика определяется на основании данного соглашения (ст. 123 ВК РФ).

Помимо указанных выше прав, при задержке рейса пассажир имеет право на бесплатное предоставление ему перевозчиком дополнительных услуг, а именно (п. 99 Федеральных авиационных правил):

1) на организацию хранения багажа;

2) предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

3) обеспечение прохладительными напитками, а также два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

4) обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов. При дальнейшей задержке рейса питание предоставляется каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;

5) размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время, а также доставку пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.

Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц.

Орган государственного надзора до принятия решения судом первой инстанции может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 40 Закона, ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В случае реализации права на судебную защиту потребители, после принятия иска к производству, могут обратиться в Управление с просьбой о вступлении в дело для дачи такого заключения.

      Получить консультации потребители могут по  телефонам   горячей линии  8-800-350-50-60 либо общественной приемной Управления 8(383)201-08-59,либо Консультационного центра 8 (383)223-97-86. 

С  информацией о судебной защите прав потребителей  можно ознакомиться на информационном  портале ГИР ЗПП http://zpp.rospotrebnadzor.ru., модуль «Судебная практика». 

Виртуальная служба

 

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»Всероссийское научно-практическое общество эпидемиологов, микробиологов и паразитологовВсероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»Федеральный портал управленческих кадров