Публикатор Публикатор

Итоги мониторинга Табак 1 кв.2018 г. Новосибирская область

Итоги мониторинга и оценки реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма за 1 квартал 2018 года в Новосибирской области

«Назад

Доклад о контрольно – надзорной деятельности и публичном обсуждении правоприменительной практики

Доклад о контрольно – надзорной деятельности и публичном обсуждении правоприменительной практики

 

Обзор правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области подготовлен в соответствии с Федеральным законодательством:

п.2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,

положениям паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016г.№7,

В связис изменениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сформирована устойчивая тенденция снижения общего числа проведённых не только плановых, но и внеплановых проверок.

 

За три истекших года количество плановых и внеплановых проверок уменьшилось (на 17,3%).

Общее количество проверок:

в 2016 году на 1% в сравнении с 2015 годом (с 3619 до 3526)

в 2017 году на 1 % в сравнении 2015 годом (с 3619 до 3534).

в 2018 году на текущий момент -  количество проверок в сравнении с 2017 годом сократилось на 1,3% (со 735 до 588)

 

Количество плановых проверок:

в 2016 году уменьшилось на 1,3% в сравнении с 2015 годом (с 1382 до 1033)

в 2017 году – уменьшилось на 1,1% в сравнении с аналогичным периодом 2015 годом (с 1382 до 1236).

в 2018 году на текущий момент – количество плановых проверок в сравнении с 2017 годом сократилось на 1,8% (со 196 до 109).

 

Управлением с 2015 года активно проводится внедрение в работу Методических рекомендаций Роспотребнадзора по «Риск-ориентированному подходу» к осуществлению контрольно-надзорной деятельности.

Реализация риск-ориентированной модели позволяет оптимизировать трудозатраты и сконцентрировать усилия на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, простимулировать предпринимательское сообщество к повышению ответственности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Реализация этой модели позволит снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

Планы на 2017 год и 2018 год были подготовлены с учетом риск - ориентированного подхода. Субъекты среднего и умеренного и низкого риска в план не включены.Кроме того, по поручению Роспотребнадзора в план на 2018 год не включаются проверки по вопросам защиты прав потребителей.

Сокращено количество проверок юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность в сфере бизнеса, исключили проверки законопослушных объектов.

Классификация объектов надзора, включенных в план 2018 года по категориям риска и классам опасности в сравнении с 2017 г.:

- 1 класс объекты чрезвычайно высокого риска – 1,3% (2017 г. - 1%); 

- 2 класс объекты высокого риска – 79,7% (2017 г.- 24,7%);

- 3 класс объекты значительного риска – 19,0% (74,3%).

 

Так отмечается рост субъектов чрезвычайно высокого риска на 0,3%, высокого риска на 55,0%, сократилось количество субъектов значительного риска на 55,3%.

Удельный вес субъектов по сферам деятельности (1480), наибольшее количество – это субъекты, осуществляющие деятельность.

- деятельность в сфере образования – 71,3% (1055);

- деятельность в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 7,4% (109);

- деятельность в сфере здравоохранения – 6,9% (102);

- деятельность промышленных предприятий – 4,8% (71);

- иные виды деятельности – 4,4% (65);

- деятельность в сфере сельского хозяйства – 2,2% (33);

- деятельность в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки; производство табачных изделий – 1,6% (24);

- деятельность в сфере транспорта – 0,7% (10);

- деятельность в сфере общественного питания – 0,4% (6);

- деятельность в сфере торговли пищевыми продуктами – 0,3% (5).

 

За 1 квартал 2018г. Управлением вынесено 982 (за 1 квартал 2017г. - 997) постановления по делу об административном правонарушении, из них: 574 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 8 млн. 227 тыс. руб. (в 1 кв. 2017г. – 716 штрафов на сумму 8 млн. 362 тыс. руб.), 408 предупреждений, что в 1,5 раза больше аналогичного периода 2017г. (1 кв. 2017 года - 281 предупреждение).

Увеличение удельного веса предупреждений связано с применением ст.4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

Порядок замены административного штрафа предупреждением установлен статьей 4.1.1 КоАП.

При этом административный штраф подлежит замене предупреждением при наличии одновременно следующих условий:

- правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства;

- правонарушение совершено субъектом малого или среднего предпринимательства впервые;

- совершенное правонарушение не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде или не создало угрозу нанесения такого вреда, а также не повлекло причинение имущественного ущерба;

- состав правонарушения не соотносится с составами правонарушений, предусмотренными статьями 19.5, 19.6, 19.33 КоАП;

- за совершенное правонарушение административное санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП не предусмотрено наказание в виде предупреждения.

 

В 30% по результатам рассмотрения дел об административном правонарушении внесено 281 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения  (2017 г. – 28 %).

 

За 1 квартал 2018 года проведено 7 (1 квартал 2017 г. - 5) административных расследований.

 

За отчетный период в суд направлен 172 протокола (1 кв. 2017 г. – 161). Судом вынесено 90 (1 кв. 2017г. - 99) постановлений по делу об административном правонарушении, из них: 46 постановлений о назначении административного штрафа (1 кв. 2017г. - 61), 30 (1 кв. 2017г. - 23) постановлений о назначении административного штрафа с конфискацией на общую сумму 849 тыс. руб. (1 кв. 2017г. - 918 тыс. руб.); 7 постановлений о назначении наказания в виде предупреждения, судом приостановлена деятельность 7 объектов (1 кв. 2017г. - 5).

По направленным 16 (1 кв. 2017г. - 21) искам о понуждении за 1 квартал 2018г.: 5 исков удовлетворены полностью, 11 исков находится на стадии рассмотрения в суде.

 

Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

 

В целях профилактики нарушений обязательных требований и в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона 294-ФЗ Управлением направлено 7 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

 

7 – по недопущению нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства:

ü            предприятия торговли по недопущению ухудшения условий проживания в многоквартирных домах (шум - 2)

ü            в связи с окончанием действия сан-эпид заключения на работу с источниками ионизирующего излучения и микроорганизмами III – IV гр. Патогенности (5)

 

Нарушение законодательства при обращении с отходами производства и потребления

ü                  Наличие на территории муниципального образования несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

ü                  Не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов от жилых многоквартирных домов в результате чего отходы расположены на земле, около подъезда в виде свалки бытового мусора.

ü                  Площадки для установки контейнеров для сбора ТБО размещены с нарушением санитарных требований

 

Нарушения требований санитарного законодательства к процессам изготовления пищевой продукции

ü                  Несоблюдение поточности технологического процесса – отсутствие цехового деления, обработка сырья и приготовление кулинарной продукции в одном цехе.

ü                  Обработка сырой продукции (мяса, куры) и готовой продукции (мясная гастрономия, овощи отварные и т.д.) на одном производственном столе.

ü                  Использование непригодного инвентаря и посуды.

 

 

Типовые нарушения в образовательных и дошкольных организациях

ü                  несоответствие мебели росто - возрастным показателям детей;

ü                  несоответствие параметров искусственной освещенности гигиеническим нормативам, несвоевременная замена  перегоревших ламп, отсутствие местного освещения классных досок, солнцезащитных устройств на световых проёмах;

ü                  несоответствие внутренней отделки помещений обязательным требованиям;

ü                  несвоевременное прохождение сотрудниками периодических медицинских  осмотров, профессиональной гигиенической аттестации.

ü                  неполный объем профилактических прививок в соответствии с национальным календарем у подлежащего контингента

 

Типовые нарушения, выявляемые в рамках законодательства о защите прав потребителей

- нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о продавце (исполнителе) и о реализуемых ими товарах (работах, услугах);

- нарушения, связанные с включением в договоры условий, ущемляющих права потребителей;

- нарушения правил продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ.

 

Нарушения санитарного законодательства в  медицинских организациях

- Поверхность стен, потолка и полов комнаты для временного хранения мед. отходов не выполнена материалами выдерживающих влажную уборку и дезинфекцию.

- Допускается размещение различных классов мед. отходов в общей емкости для сбора отходов.

- Отсутствует холодильное оборудование для хранения (накопления) более 24 часов необеззараженных отходов класса Б.

- Неудовлетворительное содержание помещений (несвоевременное проведение ремонтных работ)

- объемно-планировочные решения помещений не соответствуют требованиям санитарных правил;

- отделка помещений не соответствует гигиеническим требованиям, поверхности  стен, полов и потолков помещений  имеют дефекты, не доступны  для обработки  моющими и дезинфицирующими средствами;

-  нарушения правил обращения с медицинскими отходами;

-в помещениях, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, умывальники не оборудованы смесителями с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением;

- не соблюдается санитарно-противоэпидемический режим.

-не проведена 1 раз в год проверка эффективности работы механической приточно-вытяжной вентиляции в помещениях.

-наружная поверхность мебели не гладкая и выполнена из материалов не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств

 

Типовые нарушения субъектов, оказывающих услуги бассейна:

- ежедневной дезинфекции не подлежат помещения туалета, душевых, раздевальни, обходные дорожки, скамейки, дверные ручки и поручни;

-график уборки и дезинфекции утвержденный администрацией бассейна отсутствует;

-не разработана программа производственного контроля;

 -не осуществляется производственный контроль за качеством воды в бассейне, смывами, параметрами микроклимата, освещенности;

 

Типовые нарушения субъектов, оказывающих услуги бани-сауны:

-бани (сауны) не обеспечены уборочным инвентарем, который должен быть промаркирован и использоваться в соответствии с маркировкой в зависимости от назначения помещений

-в конце рабочего дня в отсутствии посетителей в бане (сауне) не производится уборка всех  помещений с применением дезинфицирующих средств (уборка проводится с применением моющих средств, дезинфицирующие средства отсутствуют),

- мебель,  используемая в банях не имеет гладкой поверхности, доступной для влажной уборки и дезинфекции;

-хранение чистого и использованного белья, осуществляется в одном помещении;

 -не разработана программа производственного контроля;

 -не осуществляется производственный контроль за качеством воды в бассейне, смывами, параметрами микроклимата, освещенности;

 

Типовые нарушения на предприятиях осуществляющих оборот пищевых продуктов

ü                  не соблюдение условий хранения и сроков годности, установленных изготовителем;

ü                  несоответствие продукции требованиям безопасности по микробиологическим и физико-химическим показателям;

ü                  отсутствие товарно-сопроводительных документов, обеспечивающих прослеживаемость продукции;

ü                  реализация в предприятиях торговли расфасованной продукции без маркировки, предусмотренной законодательством

 

Типовые нарушения по ТР ТС 021/2011  «О безопасности пищевой продукции»

ü                  Не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем;

ü                  Реализация продукции населению, не соответствующей  по микробиологическим,  рганолептическим  и физико-химическим  показателям  ТР ТС 021/2011;

ü                  Несвоевременное прохождение сотрудниками предприятий медицинских осмотров;

ü                  нарушаются требования в части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции

 

 

В целях предупреждение и пресечение нарушений, доведения рекомендаций до хозяйствующих субъектов по результатам контрольно-надзорной деятельности составлены и размещены на официальном сайте www.54.rospotrebnadzor.ru

 

—        Нормативные акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которые оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

—        Проводятся ежеквартальные Публичные обсуждения правоприменительной практики в рамках Дней открытых дверей для предпринимателей

—        Информация о часто встречающихся нарушениях со стороны субъектов контроля по отдельным видам деятельности

—        Организуются тематические горячие линии

—        Ежеквартально проводятся семинары, встречи, совещания по направлениям деятельности с приглашение предпринимательского сообщества

 

Виртуальная служба

 

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»Всероссийское научно-практическое общество эпидемиологов, микробиологов и паразитологовВсероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»Федеральный портал управленческих кадров