Публикатор Публикатор

О семинаре для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере

«О семинаре для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, по вопросам соблюдения обязательных требований действующего законодательства в области...

«Назад

Доклад о контрольно – надзорной деятельности и публичном обсуждении правоприменительной практики

Доклад о контрольно – надзорной деятельности и публичном обсуждении правоприменительной практики

 

Обзор правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области подготовлен в соответствии с Федеральным законодательством:

п.2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,

положениям паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016г.№7,

приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016г. №1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

В связис изменениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сформирована устойчивая тенденция снижения общего числа проведённых не только плановых, но и внеплановых проверок.

 

За три истекших года количество плановых и внеплановых проверок сократилось (на 17,3%).

Общее количество проверок сократилось:

в 2015 году на 1% в сравнении с 2014 годом (с 3 653 до 3 619)

в 2016 году на 1% в сравнении с 2015 годом (с 3619 до 3526)

в 2017 году на текущий момент -  сократилось на 1 % в сравнении с аналогичным периодом 2015 годом (с 3619 до 3534).

 

Количество плановых проверок также сократилось:

в 2015 году сократилось на 1,3 % в сравнении с 2014 годом (с 1750 до 1382)

в 2016 году сократилось на 1,3% в сравнении с 2015 годом (с 1382 до 1033)

в 2017 году на текущий момент – сократилось на 1,1% в сравнении с аналогичным периодом 2015 годом (с 1382 до 1236).

 

Возбуждено по результатам проверок 5009 дел. Произошло значительное снижение административных расследований с учетом требований ст. 28.7 КоАП РФ, а именно в случаях, когда осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

- в 2015 году проведено 164 административных расследований, что на 48,6% меньше чем в 2014 году (319).

- в 2016 году проведено 46 административных расследований, что на 72,0% меньше чем в 2015 году (164)

- за 2017 года проведено 20 административных расследований, что меньше на 57% чем за 2016 года (46).

 

Управлением с 2015 года активно проводится внедрение в работу Методических рекомендаций Роспотребнадзора по «Риск-ориентированному подходу» к осуществлению контрольно-надзорной деятельности.

Реализация риск-ориентированной модели позволяет оптимизировать трудозатраты и сконцентрировать усилия на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, простимулировать предпринимательское сообщество к повышению ответственности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Реализация этой модели позволит снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

Планы на 2017 год и 2018 год были подготовлены с учетом риск - ориентированного подхода. Субъекты среднего и умеренного и низкого риской в план не включены.Кроме того, по поручению Роспотребнадзора в план на 2018 год не включаются проверки по вопросам защиты прав потребителей.

Сокращено количество проверок юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность в сфере бизнеса, исключили проверки законопослушных объектов.

Классификация объектов надзора, включенных в план 2018 года по категориям риска и классам опасности в сравнении с 2017 г.:

- 1 класс объекты чрезвычайно высокого риска – 1,3% (2017 г. - 1%); 

- 2 класс объекты высокого риска – 79,7% (2017 г.- 24,7%);

- 3 класс объекты значительного риска – 19,0% (74,3%).

 

Так отмечается рост субъектов чрезвычайно высокого риска на 0,3%, высокого риска на 55,0%, сократилось количество субъектов значительного риска на 55,3%.

Удельный вес субъектов по сферам деятельности (1480), наибольшее количество – это субъекты, осуществляющие деятельность.

- деятельность в сфере образования – 71,3% (1055);

- деятельность в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 7,4% (109);

- деятельность в сфере здравоохранения – 6,9% (102);

- деятельность промышленных предприятий – 4,8% (71);

- иные виды деятельности – 4,4% (65);

- деятельность в сфере сельского хозяйства – 2,2% (33);

- деятельность в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки; производство табачных изделий – 1,6% (24);

- деятельность в сфере транспорта – 0,7% (10);

- деятельность в сфере общественного питания – 0,4% (6);

- деятельность в сфере торговли пищевыми продуктами – 0,3% (5).

 

Управлением вынесено 41 постановление о прекращении, в том числе 24 постановления о прекращении с вынесением устного замечания в связи с малозначительностью (2016 года - 10).

 

 

Вынесено 1537 предупреждений, что в 5 раз больше аналогичного периода 2016г. (2016 года - 458 предупреждений).

Увеличение удельного веса предупреждений связано с применением ст.4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

Порядок замены административного штрафа предупреждением установлен статьей 4.1.1 КоАП.

При этом административный штраф подлежит замене предупреждением при наличии одновременно следующих условий:

- правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства;

- правонарушение совершено субъектом малого или среднего предпринимательства впервые;

- совершенное правонарушение не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде или не создало угрозу нанесения такого вреда, а также не повлекло причинение имущественного ущерба;

- состав правонарушения не соотносится с составами правонарушений, предусмотренными статьями 19.5, 19.6, 19.33 КоАП;

- за совершенное правонарушение административное санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП не предусмотрено наказание в виде предупреждения.

 

Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

 

В целях профилактики нарушений обязательных требований и в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона 294-ФЗ Управлением направлено 108 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

 

50 - по недопущению нарушений в области защиты прав потребителей

ü                       услуги связи,

ü                       финансовые услуги

 

58 – по недопущению нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства

ü                       субъекты ЖКХ по сбору и организации вывоза коммунальных отходов (30),

ü                       предприятия торговли по недопущению ухудшения условий проживания в многоквартирных домах (шум - 18)

ü                       в связи с оканчанием действия сан-эпид заключения на работу с источниками ионизирующего излучения и микроорганизмами III – IV гр. патогенности

 

В 38% по результатам рассмотрения дел об административном правонарушении внесено 1 396 представлений (2016 г. – 26 %).

В рамках Федерального закона от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» №184-ФЗ, должностными лицами вынесено 422 предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, выдано 218 предписаний о приостановке реализации продукции, 12 предписаний о приостановлении действия декларации, передано 17 дел в правоохранительные органы.

 

 

Типовые нарушения обязательных требований за 2017 год

Самые распространенные нарушения зафиксированы по статьям:

6.6 КоАП РФ нарушения санитарно - эпидемиологических требований к организации питания населения

 

6.7 ч.1 КоАП РФ нарушения санитарно - эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения

 

14.43 КоАП РФ нарушения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

ТР_ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР_ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки

 

 

Нарушения законодательства при эксплуатации источников водоснабжения

ü                 Отсутствует проект зоны санитарной охраны питьевого источника водоснабжения согласованного в установленном порядке в соответствии законодательством РФ

ü                 Нарушена целостность ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения, что способствует беспрепятственному доступу на её территорию неограниченного круга лиц

ü                 Не организован производственный контроль за качеством питьевой воды или не проводится в полном объеме в соответствии с разработанной программой производственного контроля

ü                 По результатам лабораторных исследований питьевая вода подаваемая населению не соответствует требованиям по физико-химическим показателям–железо, марганец, жесткость, общая минерализация

 

Как делать нужно

ü                 Территория первого пояса зоны санитарной охраны спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной.

ü                 Дорожки к сооружениям имеют твердое покрытие.

ü                 Отсутствуют объекты не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации водозабора.

 

Нарушение законодательства при обращении с отходами производства и потребления

ü                 Наличие на территории муниципального образования несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

ü                 Не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов от жилых многоквартирных домов в результате чего отходы расположены на земле, около подъезда в виде свалки бытового мусора.

ü                 Площадки для установки контейнеров для сбора ТБО размещены с нарушением санитарных требований

 

Как делать нужно

ü                 Контейнерная площадка, оборудованная в соответствии с требованиями санитарных правил (площадка для установки контейнеров обеспечена водонепроницаемым покрытием, ограждением, навесом)

ü                 Организован своевременный вывоз отходов

 

Типовые нарушения по ТР ТС 021/2011  «О безопасности пищевой продукции»

ü                 Не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем;

ü                 Реализация продукции населению, не соответствующей  по микробиологическим,  рганолептическим  и физико-химическим  показателям  ТР ТС 021/2011;

ü                 Несвоевременное прохождение сотрудниками предприятий медицинских осмотров;

ü                 нарушаются требования в части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции

 

Как делать нужно

ü                 Обеспечить соблюдение поточности технологических операций – размещение производственных цехов и проведение техпроцесса должно исключать встречные потоки и перекресты движения сырья и готовой продукции, чистой и использованной посуды, персонала и посетителей.

ü                 Обеспечить контроль за условиями хранения пищевой продукции – температурно-влажностных, товарного соседства и т.д.

ü                 Своевременно проводить ремонтные работы в производственных, складских и вспомогательных помещениях.

ü                 Обеспечить контроль за прохождением сотрудниками предварительных и периодических медицинских осмотров и ведением личных медицинских книжек. Объем, периодичность проведения обследований и исследований регламентирован Приказом Минздравсоцразвития 302н.

ü                 Необходимо обеспечить разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП и обеспечивать постоянный контроль за исполнением утвержденных документов, контролировать техпроцессы и процедуры в ККТ, правильно и своевременно вести и хранить документацию о проводимом контроле.

 

Нарушения требований санитарного законодательства к процессам изготовления пищевой продукции

ü                 Несоблюдение поточности технологического процесса – отсутствие цехового деления, обработка сырья и приготовление кулинарной продукции в одном цехе.

ü                 Обработка сырой продукции (мяса, куры) и готовой продукции (мясная гастрономия, овощи отварные и т.д.) на одном производственном столе.

ü                 Использование непригодного инвентаря и посуды.

 

 

Типовые нарушения в образовательных и дошкольных организациях

ü                 несоответствие мебели росто - возрастным показателям детей;

ü                 несоответствие параметров искусственной освещенности гигиеническим нормативам, несвоевременная замена  перегоревших ламп, отсутствие местного освещения классных досок, солнцезащитных устройств на световых проёмах;

ü                 несоответствие внутренней отделки помещений обязательным требованиям;

ü                 несвоевременное прохождение сотрудниками периодических медицинских  осмотров, профессиональной гигиенической аттестации.

ü                 неполный объем профилактических прививок в соответствии с национальным календарем у подлежащего контингента

 

Типовые нарушения в сфере защиты прав потребителей на рынке товаров

ü                 несоблюдение требований к информации (маркировке), сопровождающей продукцию;

ü                 реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

ü                 нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

ü                 недостоверное декларирование соответствия продукции

 

Нарушения санитарного законодательства в  медицинских организациях

ü                 Поверхность стен, потолка и полов комнаты для временного хранения мед. отходов не выполнена материалами выдерживающих влажную уборку и дезинфекцию.

ü                 Допускается размещение различных классов мед. отходов в общей емкости для сбора отходов.

ü                 Отсутствует холодильное оборудование для хранения (накопления) более 24 часов необеззараженных отходов класса Б.

ü                 Неудовлетворительное содержание помещений (несвоевременное проведение ремонтных работ)

 

Контроль за медицинскими организациями

На контроле Управления находится 1345 медицинских организаций, припроведении проверок в 66% случаях выявляются нарушения обязательных требований санитарного законодательства, что на 15% больше, чем в 2016 году.

 

Типовые нарушения обязательных требований

В ходе проверок установлены системные нарушения, в том числе:

- объемно-планировочные решения помещений не соответствуют требованиям санитарных правил;

- отделка помещений не соответствует гигиеническим требованиям, поверхности  стен, полов и потолков помещений  имеют дефекты, не доступны  для обработки  моющими и дезинфицирующими средствами;

-  нарушения правил обращения с медицинскими отходами;

-в помещениях, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, умывальники не оборудованы смесителями с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением;

- не соблюдается санитарно-противоэпидемический режим.

-не проведена 1 раз в год проверка эффективности работы механической приточно-вытяжной вентиляции в помещениях.

-наружная поверхность мебели не гладкая и выполнена из материалов не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств

 

Типовые нарушения на предприятиях осуществляющих оборот пищевых продуктов

ü                 не соблюдение условий хранения и сроков годности, установленных изготовителем;

ü                 несоответствие продукции требованиям безопасности по микробиологическим и физико-химическим показателям;

ü                 отсутствие товарно-сопроводительных документов, обеспечивающих прослеживаемость продукции;

ü                 реализация в предприятиях торговли расфасованной продукции без маркировки, предусмотренной законодательством

 

В целях предупреждение и пресечение нарушений, доведения рекомендаций до хозяйствующих субъектов по результатам контрольно-надзорной деятельности составлены и размещены на официальном сайте www.54.rospotrebnadzor.ru

 

—        Нормативные акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которые оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

—        Проводятся ежеквартальные Публичные обсуждения правоприменительной практики в рамках Дней открытых дверей для предпринимателей

—        Информация о часто встречающихся нарушениях со стороны субъектов контроля по отдельным видам деятельности

—        Организуются тематические горячие линии

—        Ежеквартально проводятся семинары, встречи, совещания по направлениям деятельности с приглашение предпринимательского сообщества

Виртуальная служба

 

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»Всероссийское научно-практическое общество эпидемиологов, микробиологов и паразитологовВсероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»Федеральный портал управленческих кадров