Публикатор Публикатор

О проведении консультирования (информирования)

13 ноября 2018 года с 10.00 до 12.00 по телефонам 224-58-52 и 224-26-33 проводится консультирование (информирование) субъектов предпринимательской деятельности о применении...
«Назад

Правоприменительная практика контрольно - надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области

 

«Правоприменительная практика контрольно - надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области»

 

Обзор правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области подготовлен в соответствии с Федеральным законодательством:

п.2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,

положениям паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016г.№7,

 

Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-  Законом Российской Федерации  от  07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

 - Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

-  Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственностьорганов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

 

В связи с изменениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сформирована устойчивая тенденция снижения общего числа проведённых не только плановых, но и внеплановых проверок.

За три истекших года количество плановых и внеплановых проверок уменьшилось (на 17,3%).

Общее количество проверок:

в 2016 году на 1% в сравнении с 2015 годом (с 3619 до 3526)

в 2017 году на 1 % в сравнении 2015 годом (с 3619 до 3534).

в 2018 году на текущий момент -  количество проверок в сравнении с 2017 годом сократилось на 1,3% (со 735 до 588)

 

Количество плановых проверок:

в 2016 году уменьшилось на 1,3% в сравнении с 2015 годом (с 1382 до 1033)

в 2017 году – уменьшилось на 1,1% в сравнении с аналогичным периодом 2015 годом (с 1382 до 1236).

в 2018 году на текущий момент – количество плановых проверок в сравнении с 2017 годом сократилось на 1,8% (со 196 до 109).

 

Управлением с 2015 года активно проводится работа согласно Методических рекомендаций Роспотребнадзора по «Риск-ориентированному подходу» к осуществлению контрольно-надзорной деятельности.

Реализация риск-ориентированной модели позволяет оптимизировать трудозатраты и сконцентрировать усилия на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, простимулировать предпринимательское сообщество к повышению ответственности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Реализация этой модели позволит снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

Планы на 2017 г., 2018 г. и 2019 г. были подготовлены с учетом риск - ориентированного подхода. Субъекты среднего и умеренного и низкого риска в план не включены.Кроме того, по поручению Роспотребнадзора в план на 2018 г., 2019 г. не включаются проверки по вопросам защиты прав потребителей.

Сокращено количество проверок юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность в сфере бизнеса, исключили проверки законопослушных объектов.

Классификация объектов надзора, включенных в план 2019 года по категориям риска и классам опасности в сравнении с 2018 г.:

- 1 класс объекты чрезвычайно высокого риска – 2,4% (2018 г. – 1,3%); 

- 2 класс объекты высокого риска – 87,5% (2018 г.- 79,7%);

- 3 класс объекты значительного риска – 10,1% (2018- г. 19,0%).

Так отмечается рост субъектов чрезвычайно высокого риска на 1,1%, высокого риска на 7,8%, сократилось количество субъектов значительного риска на 8,9%.

Удельный вес субъектов по сферам деятельности (1623), наибольшее количество – это субъекты, осуществляющие деятельность.

- деятельность в сфере образования – 59,5% (966);

- деятельность в сфере здравоохранения – 10,6% (172);

- деятельность промышленных предприятий – 7,6% (123);

- деятельность в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 7,2% (117);

- деятельность в сфере торговли пищевыми продуктами – 5,7% (93);

- деятельность в сфере общественного питания – 4,6% (74);

- иные виды деятельности – 2,5% (41);

- деятельность в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки; производство табачных изделий – 1,6% (26);

- деятельность в сфере сельского хозяйства – 0,4% (7);

- деятельность в сфере транспорта – 0,2% (4);

 

План контрольно - надзорных мероприятий на 2019 г. сформирован с учетом риск – ориентированного подхода (риск, класс опасности субъекта) с учетом актуализированных категорий риска (обновленной истории субъекта за 5 лет включая результативность контрольно - надзорных мероприятий в отношении субъекта за 2017- 2018 г.г.).

В соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора включению в план не подлежат субъекты по направлению защиты прав потребителей.

Управлением ведутся реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с актуализацией и анализом движения субъектов по видам деятельности и категориям риска в динамике.

Ведение реестров позволяет проследить ситуацию по движению хозяйствующих субъектов по классам опасности и объективно планировать работу по надзорным мероприятиям на следующий год.

В связи с тем, что реестр ЮЛ и ИП не доступен для общего пользования, уточнить свой класс опасности можно направив запрос в Управление.

 

За отчетный период 2018г. Управлением вынесено 3065 (за 2017г. - 3719) постановлений по делу об административном правонарушении, из них: 2334 постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 30 млн. 578 тыс. руб. (в 2017г. - 2537 штрафов на сумму 26 млн. 677 тыс. руб.); 716 предупреждение (2017 года - 1154 предупреждения), из них 355  предупреждений в связи с заменой по ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В связи  с вступившими в законную силу изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 316-ФЗ в  ч. 3 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ установлены особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников. При этом административный штраф подлежит замене предупреждением при наличии одновременно следующих условий:

  1. правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства;
  2. правонарушение совершено субъектом малого или среднего предпринимательства впервые;
  3. совершенное правонарушение не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде или не создало угрозу нанесения такого вреда, а также не повлекло причинение имущественного ущерба;
  4. состав правонарушения не соотносится с составами правонарушений, предусмотренными статьями 19.5, 19.6, 19.33 КоАП;
  5. за совершенное правонарушение административное санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП не предусмотрено наказание в виде предупреждения.

 

Из вынесенных Управлением постановлений о штрафе (2334), в судебном порядке обжаловано 21 постановление (1%), из них отменено – 3. 

 

Пример административной практики Управления:

1. Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ о назначении юридическому лицу административного штрафа, за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, а именно: перевозчик допустил наличие в составе бортового питания пищевой продукции не соответствующей условиям заказа, сделанного потребителем с учетом состояния здоровья, и представляющей угрозу для жизни и здоровья человека.

Не согласившись с вынесенным решением административного органа, юридическое лицо обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.

Арбитражный суд Новосибирской области в удовлетворении заявленных юридическим лицом требований отказал.

2. Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ о назначении юридическому лицу административного штрафа, за нарушение продавцом требований технических регламентов, а именно: в продаже с наличием оформленных ценников находилось низковольтное оборудование (электрические приборы бытового назначения - тостеры для бутербродов, машинки для стрижки волос, утюг дорожный, чайники, керамические тепловентиляторы) эксплуатационные документы к которым не содержали сведений о правилах и условиях перевозки (транспортирования), реализации (при необходимости - установление требований к ним); наименовании и местонахождении импортера, информации для связи с ним (наименование и местонахождение импортера были нанесены на упаковку).

Не согласившись с вынесенным решением административного органа, юридическое лицо обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.

Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворение заявленных юридическим лицом требований отказал.

Рассмотрение жалобы юридического лица в апелляционной инстанции оставлено без удовлетворения.

3. Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ о назначении юридическому лицу административного штрафа, по факту реализации табачной продукции и нарушения законодательных ограничений в сфере розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее чем 100 метров от границ территории образовательной организации.

Не согласившись с вынесенным решением административного органа, юридическое лицо обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.

Арбитражный суд Новосибирской области в удовлетворении заявленных юридическим лицом требований отказал.

                       

В 34% по результатам рассмотрения дел об административном правонарушении внесено 1037 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (2017 г. - 1402 (38 %).

 

За отчетный период 2018 года проведено 23 (2017 г. - 19) административных расследования.

 

За отчетный период в суд направлено 608 протоколов (2017 г. – 797). Судом вынесено 412 (2017г. - 711) постановлений по делу об административном правонарушении, из них: 218 постановлений о назначении административного штрафа (2017г. - 486), 134 (2017г. - 121) постановления о назначении административного штрафа с конфискацией на общую сумму 5 млн. 036 тыс. руб. (2017г. – 8 млн. 327 тыс. руб.); 32 постановления о назначении наказания в виде предупреждения, судом приостановлена деятельность 27 объектов (2017г. - 55).

По направленным 23 (2017г. - 33) исковым заявлениям о понуждении: 22 иска удовлетворены полностью, 1 иск находится на стадии рассмотрения в суде.

 

Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

 

В целях профилактики нарушений обязательных требований и в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона 294-ФЗ Управлением направлено 45 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

 

12 - по недопущению нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства;

33 - по недопущению нарушений защиты прав потребителей.

 

Государственные услуги

Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 утвержден Административный регламентФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.

 

Общий срок предоставления государственной услуги не превышает 30 календарных дней, для документов предоставленных через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) не более 20 календарных дней, для документов на размещение Объекта в приаэродромных территориях и зонах воздушных полос подлета не более 10 дней.

Заявление в Управление принимается по средствам личного приема в часы работы учреждения, многофункциональный центр или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Оформленные заключения размещаются в Федеральном реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений расположенном в сети интернет и является общедоступным.

В связи с вводом подачи заявлений через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) средний срок рассмотрения заявлений сократился до 18 дней.

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления следующих видов деятельности:

- медицинская и фармацевтическая деятельность;

- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

- образовательная деятельность;

- деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;

- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.

На проектную документацию:

- проекты предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

- проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения;

- проекты санитарно-защитных зон объектов;

- размещение Объектов в пределах границ аэродромов, предусмотренных частями 1или 2 статьи 4Федерального закона N 135-ФЗ.

За прошедший период 2018г. по результатам проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз оформлено 2703 санитарно-эпидемиологических заключений (2017 г. – 1 887).

За отчетный период было подготовлено 25 (2017г. - 7) отказов от предоставления государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений (0,9%) по материалам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной экспертными организациями (причина отказов – неполное предоставление информации, проекты СЗЗ разработаны не в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 222, не выполнены требования предусмотренные частями 1или 2 статьи 4Федерального закона N 135-ФЗ): ООО «Независимая лаборатория «Эксперт» (Алтайский край, г. Барнаул), ИП Шавлинская Л.П. (Тюменская область, г. Нягань), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области», ООО «Спектр (г. Кемерово), ООО «Диалар» (г. Новосибирск).

 

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований

Управление проводитпрофилактические мероприятия на основе соблюдения базовых принципов:

принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;

принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий;

принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимальное число подконтрольных субъектов;

принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий по всем видам контроля (надзора);

принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий;

принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;

принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

В целях профилактики нарушений обязательных требований  Управление по всем видам надзора (контроля) применяет следующие виды и формы профилактических мероприятий:

Разработан план-график мероприятий по реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 02.03.2018 №111.

            Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований проводится посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:

На главной странице сайта Управления размещен баннер «Перечень обязательных требований», который содержит вкладки с перечнями правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного санитарно - эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, размещенных на сайте Роспотребнадзора.

На сайте Управления создан раздел «Для предпринимателей», в котором размещается актуальная информация о взаимодействии Управления с территориальными подразделениями общественных бизнес-организаций, а также информация об изменениях действующего законодательства, затрагивающих интересы предпринимателей.

С 01.10.2017 плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев проводятся с использованием списка контрольных вопросов (чек-листов), информация об итогах применения проверочных листов на подконтрольных субъектах ежеквартально направляется в Роспотребнадзор. Формы проверочных листов размещены на сайте Управления. Использование проверочных листов позволяет внедрить механизм «самоконтроля» подконтрольных лиц.

 

Рекомендации понедопущению нарушений обязательных требований законодательства

В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей Управление рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мероприятия, способствующие их устранению:

            - Организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с осуществляемым видом деятельности.

            - Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов.

 

 

В целях предупреждение и пресечение нарушений, доведения рекомендаций до хозяйствующих субъектов по результатам контрольно-надзорной деятельности составлены и размещены на официальном сайте www.54.rospotrebnadzor.ru

 

  • Нормативные акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которые оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
  • Проводятся ежеквартальные Публичные обсуждения правоприменительной практики в рамках Дней открытых дверей для предпринимателей
  • Информация о часто встречающихся нарушениях со стороны субъектов контроля по отдельным видам деятельности
  • Организуются тематические горячие линии
  • Ежеквартально проводятся семинары, встречи, совещания по направлениям деятельности с приглашение предпринимательского сообщества

Виртуальная служба

 

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»Всероссийское научно-практическое общество эпидемиологов, микробиологов и паразитологовВсероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»Федеральный портал управленческих кадров