Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за 2019 год

Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за 2019 год.

По результатам рассмотрения обращений, а также выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений прав потребителей, Управлением направлено в суды  93  исковых заявления  в защиту прав потребителей (в 2018 г. - 87),  в том числе 53 (в 2018 г. – 49).– в защиту неопределенного круга потребителей. Применена не используемая ранее практика подачи исков в  защиту группы потребителей (подано 5 исков), в защиту конкретного потребителя количество поданных  исков  составило 33. Кроме того, за неоднократное (два раза или более в течение одного календарного года) или грубое нарушение прав потребителей Управлением подано  в суд   по 1 иску о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя  и   ликвидации юридического лица.

Основная доля исков, поданных в защиту неопределенного круга потребителей,   занимает в  сфере розничной торговли – 50,9%,  в сфере  ЖКХ – 43,4%,  финасовых услуг, услуг связи и общественного питания –  по 2,0%,

Среди рассмотренных исков все удовлетворены. Например, исковое заявление поданное в отношении  ООО «Спектр» о признании его  действий противоправными по факту (установленному в ходе внеплановой проверки СМТУ Росстандарта) несоотвествия автомобильного бензина установленным требованиям  на АЗС «НК Нефть сервис». Суд, признав действия по реализации некачественного бензина противоправными в отношении непределенного круга потребителей,  обязал ООО «Спектр» прекратить такие действия.

Наибольший удельный вес исков в защиту конкретного потребителя составил в  сфере розничной торговли – 63,6% (из них в области продаж дистанционным способом – 33,3%),  туристских, услуг – 18,2%,  услуг ЖКХ – 6,1 %, финасовых, медицинских услуг,  услуг общественного питания и долевого строительства –  по 3,0%.

Так, в сфере долевого строительства  по результатам рассмотрения иска, поданного  к застройщику ООО «ИНВЕСТТЭК» о признании  одностороннего акта приема-передачи машиноместа (по договору долевого участия в строительстве автостоянки) недействительным (в силу выявленных недостатков (дефектов) машиноместа), суд удовлетворил данное требование, а также  обязал  застройщика устранить дефекты, взыскать с ООО «ИНВЕСТТЭК» в пользу потребителя  неустойку за просрочку передачи объекта долевого строительства, компенсацию морального вреда. 

 В рамках участия в судебных процессах по искам потребителей к хозяйствующим субъектам Управлением дано 195  заключений по делам в целях защиты их  прав ( в 2018 г. -  176).

 Чаще всего за помощью в судебной защите обращались потребители розничной торговли -  42,1%, финансовых услуг – 26,2%, туристских услуг – 15,4%,  бытового обслуживания населения – 7,7 %, услуг ЖКХ - - 3,4%, риэлтерских услуг – 1,6%, медицинских услуг – 1,1%, услуг связи и долевого строительства  - в среднем  не более 0,5%.

 В сравнении с прошлым годом отмечается значительный прирост гражданских дел по спорам в сфере туризма -  с 8,0 % в 2018г до 15,4 % в 2019г.  Поводом для оказания помощи в области судебной защиты прав потребителей туристских услуг послужила отмена  туров туроператором «Натали Турс» (ООО «Панорама Тур») вследствие  прекращения своей туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Так, при рассмотрении дела по иску потребителя, заключившего договор о реализации туристского продукта с турагентом ООО туристическое агентство «ЗСТК НСК», суд указав о причинении потребителю ущерба действиями туроператора,  принял решение о взыскании с него в пользу потребителя денежных средств, перечисленных турагентом  туроператору, неустойки,  компенсацию морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

В целом, по рассмотренным судами делам в сфере торговли и услуг, в пользу потребителя присуждено 7 млн 839 тыс руб., из которых 587 тыс руб. составила компенсация морального вреда.   

С информацией о судебной защите прав потребителей  можно ознакомиться на информационном государственном ресурсе http://zpp.rospotrebnadzor.ru., модуль «Судебная практика». На данном информационном портале потребители могут также разместить свои вопросы, используя модуль «Виртуальная приемная».   В рамках работы «Виртуальной приемной» обратившимся гражданам в 2019 Управление дано  83  письменные консультации, касающиеся защиты прав потребителей в сферах торговли, услуг ЖКХ, транспортных, медицинских, бытовых   услуг, услуг общественного питания и др.