12 ноября - Всемирный день качества. О правах потребителя на качество продуктов питания и услуг.

В силу взаимосвязанных положений ст. 8  и ст. 10  Закона РФ О защите прав потребителей», возможность правильного выбора товаров и услуг обеспечивается потребителю посредством предоставления продавцами (исполнителями) в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о товаре (услуге).  По отдельным видам продукции (услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, согласно требованиям технического  регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», пищевая продукция, упакованная в потребительскую тару, должна сопровождаться маркировкой, содержащей в том числе  сведения: о   наименовании пищевой продукции (которое, в том числе, включает информацию о физических свойствах и (или) специальных способах обработки пищевой продукции (восстановленная, копченая, маринованная, молотая, обработанная ионизирующим излучением, сублимированная пищевая продукция и т. д.);   о дате изготовления и  сроке годности; об условиях хранения; о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции (или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции) и др.

При несовпадении места нахождения изготовителя с  местом  его фактического осуществления деятельности,  в маркировке также указывают адрес(а) производств(а) и лица, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей (приобретателей) на ее территории (при наличии)..   

Маркировка может быть нанесена  на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую потребительскую упаковку, или в каждую транспортную упаковку, либо прилагаемый к каждой потребительской упаковке или к каждой транспортной упаковке.

В отношении молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов Правилами продажи отдельных видов товаров (утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55) закрепляется обязательство по их  размещению (выкладке)  с надписью "Продукты без заменителя молочного жира" и таким  способом,  который бы позволил покупателю визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов. 

Пищевая продукция должна соответствовать обязательным требованиям. Документом  подтверждающим такое соответствие является сертификат или декларация о соответствии. По требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения о номере сертификата соответствия, сроке его действия, органе, выдавшем сертификат, или сведения о регистрационном номере декларации о соответствии, сроке ее действия, наименовании лица, принявшего декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

В сфере услуг требования к качеству определены ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», из которой следует, что услуга  должна соответствовать условиям договора (в том числе информации об услуге),  и (или) обычно предъявляемым требованиям и  пригодной для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, то он должен оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Несоблюдение данных обязательств, указывает об оказании услуги с недостатком.

Последствия продажи товара или оказания услуги с недостатком определены статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» соответственно,  которыми устанавливается  гражданско- правовая ответственность продавца (исполнителя) перед потребителем по возмещению причиненного ущерба.