О правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в 2023 году

Обзор правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области подготовлен во исполнение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному санитарно - эпидемиологическому контролю (надзору) на 2023 год, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 19.12.2022 №693.
Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется:
- Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1100
«О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)»;
- установленными в соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами обязательными требованиями в области качества и безопасности пищевой продукции;
- решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»;
- иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

В силу положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ принципами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) законность и обоснованность;
2) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований;
3) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
4) охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимость злоупотребления правом;
6) соблюдение охраняемой законом тайны;
7) открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В 2023 году контрольная (надзорная) деятельность осуществлялась в условиях введенных Правительством РФ ограничений.
Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим контрольную (надзорную) деятельность в 2023 г. стало Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336), которым было определено, что в 2023 году не должны проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия, порядок организации и осуществления которых регулируется Законами № 248-ФЗ и № 294-ФЗ, за исключением запланированных КНМ в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (детские сады, общеобразовательные учреждения, детские лагеря, организация общественного питания детей, родильные дома и перинатальные центры, социальные услуги с обеспечением проживания, деятельность по водоподготовке и водоснабжению). При этом, в соответствии с пунктом 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в планы проведения плановых контрольных мероприятий на 2023 год не включаются плановые контрольные мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых включены в категории чрезвычайно высокого и высокого риска.
Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий допускалось лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, в связи с истечением срока исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований. При этом, такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.
Согласование с органами прокуратуры внеплановых проверок в 2023 году Управлением осуществлялось при поступлении обращений граждан, содержащих факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан либо факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Кроме того, внеплановые проверки могли проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Управлением на основании приказа Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в 2023 году проводились внеплановые проверки организации горячего питания детей.
С учетом действующего законодательства прослеживается тенденция к сокращению контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области.
Общее количество проверок в 2023 г. сократилось на 40,2% в сравнении с 2022 г. (с 1206 до 721). Количество плановых проверок сократилось на 23% (с 374 до 288). внеплановых КНМ сократилось на 48% (с 832 до 433).
В связи с сокращением количества КНМ снизилось количество дел об административных правонарушениях (на 28%).
В 2023 году Управлением вынесено 1216 постановлений по делам об административных правонарушениях (2022г. – 1685), в том числе 649 (53%) постановлений о назначении административного штрафа (2022г. – 972 57%).
Судом вынесено 42 постановления о назначении административного штрафа и штрафа с конфискацией (2022г. - 181) на сумму 384,5 тыс. рублей (2022 г. – 5 млн. 374 тыс.).
По результатам рассмотрения Управлением назначено административное наказание в виде предупреждения по 567 делам об административном правонарушении (2022 г. – 713), в том числе 405 предупреждений по ст. 4.1.1 КоАП РФ (2022 г. – 620).
Приоритетным направлением деятельности Управления является проведение профилактических мероприятий.
В 2023 году по вопросам санитарно-эпидемиологического надзора было проведено 1988 (в 2022 году – 579) профилактических визитов. План профилактических визитов выполнен на 99,1%, в связи с получением отказов хозяйствующих субъектов от проведения профилактического мероприятия (13). Общее количество профилактических визитов по вопросам санитарно-эпидемиологического надзора в сравнении с 2022 годом увеличилось в 3,4 раза.
В связи с поступлением в Управление сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений санитарного законодательства было объявлено 2425 (в 2022 году – 1015) предостережений. Количество предостережений в 2023 году увеличилось в 2,4 раза в сравнении с 2022 годом. Хозяйствующими субъектами направлено в адрес Управления 33 возражения (1,4%). Проведено консультирований и информирований контролируемых лиц 6269 (за 2022 год – 4512). Количество консультирований и информирований в 2023 году увеличилось в 1,4 раза в сравнении с 2022 годом.
Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды
Качество питьевой воды в течение 2023 года улучшилось, удельный вес проб питьевой воды из водопроводов и распределительной сети по санитарно-химическим показателям снизился с 20,1% в 2021 г. до 18,8% в 2023 г. (22,2% в 2022 г.).
Удельный вес проб питьевой воды из водопроводов и распределительной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, остается на уровне 2021г. 0,8%.
Для обеспечения соответствия качества холодной и горячей питьевой воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации по результатам надзорных мероприятий, социально-гигиенического мониторинга направлено 187 информаций юридическим лицам, ответственным за водоснабжение, водоотведение.

На территории области расположено 257 субъектов, осуществляющих водоснабжение, на балансе которых находится 2245 источников водоснабжения.
В суды подано 56 исковых заявлений: 32 – в защиту неопределенного круга потребителей, 24 – о понуждении исполнения требований санитарного законодательства.
Объявлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований- 35.

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор за организациями для детей и подростков

Проведено 256 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов инфраструктуры для детей и подростков (2022 г. –513), из них 82% проверок проведено с лабораторным обеспечением (2022 г. – 91%) и 107 профилактических визитов, из них 56% с лабораторным обеспечением.
Показатели параметров факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей, незначительно отличаются от уровня 2022 года: удельный вес учреждений, не отвечающих санитарным нормам по уровню освещенности, составил 6,6% (2022 г. – 2,5%,), параметрам микроклимата 2,1% (2022 г. -1,5%). Не отмечалось несоответствие требованиям гигиенических нормативов по уровню электромагнитных полей (2022 г. - 0%), техническим средствам обучения (2022 г. - 0%), содержанию вредных веществ в воздухе детских помещений (2022 г. - 0%). Показатели соответствия мебели росто-возрастным особенностям детей не не соответствовали в 1,2% учреждений (2022г. – 4,8%).
Информация о всех случаях неблагополучия в детских и подростковых организациях, а также неисполнения предписаний об устранении выявленных нарушений направлены в адрес Заместителя Губернатора Новосибирской области и муниципалитеты для принятия неотложных мер.
Значимым фактором охраны здоровья детей является их полноценный летний отдых. В области функционировали 1008 летних оздоровительных учреждений (100% от числа планируемых), подконтрольных Управлению, в которых оздоровлено более 121 тыс. детей, что выше запланированного количества более чем на 3%.
Новосибирская область приняла на отдых 7 загородных лагерей 3 969 из 5-ти соседних регионов.
Управлением проводился мониторинг за обследованием сотрудников летних оздоровительных учреждений на ОКИ вирусной этиологии и на COVID-19 методом ПЦР.
В целях профилактики клещевого энцефалита, боррелиоза, геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней проведена акарицидная обработка территорий всех загородных оздоровительных учреждений и учреждений с дневным пребыванием детей, расположенных в районах эндемичных по клещевому энцефалиту, общей площадью – 2128,62га, что на уровне 2022 года, в том числе 1294,1 га перед 1 сменой и 834,52 га в период межсезонья.

Для контроля эффективности проводимых акарицидных обработок проводились энтомологические обследования обработанных территорий, с привлечением специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области». Всего проведены энтомологические обследования на территории 339 лагерей общей площадью 960га (обнаружено 14 клещей в 8 ЗОУ и 1 ЛДП). Учреждениями была проведена повторная акарицидная обработка территории и энтомологический контроль. Управлением приняты меры административного воздействия.
В период летней оздоровительной кампании 2023 года проверочными мероприятиями охвачено 970 ЛОУ (96,3%), в том числе: профилактическими визитами (далее –ПВ) - 966 ЛОУ (96%) и контрольно-надзорными мероприятиями (далее –КНМ) – 50 (5%).
По результатам проверок 23 ЛОУ выданы предписания об устранении выявленных нарушений. В остальных ЛОУ нарушения имели текущий характер и были устранены в ходе проведения проверок. По установленным в ходе проверок нарушениям составлено 81 протокол об административном правонарушении.

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор за питанием населения
Управлением проверена деятельность 159 объектов (2022г. - 125), осуществляющих оборот пищевой продукции.
Из общего числа проверенных объектов в 38,3% выявлены нарушения требований технических регламентов и санитарного законодательства.
За нарушения требований технических регламентов таможенного союза, хозяйствующим субъектам выдано 65 предписаний о приостановлении реализации некачественной продукции и о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Прекращена реализация 37 партий продукции, объемом 18056,348 кг (2022 г – 70 партий продукции, объемом 15993 кг) по причине реализации продуктов питания без информации для потребителей, с истекшим сроком годности, нарушений к маркировке.
В отношении виновных юридических и должностных лиц вынесено 311 (2022 г. - 233) постановления об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, общая сумма наложенных штрафов 3 млн. 202 тыс. рублей (2022 г. – штрафов 2 млн. 126 тыс. рублей). Материалы 15 дел переданы в суды г. Новосибирска и Новосибирской области (2022 г. - 403).

Федеральный санитарно – эпидемиологический контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза
В ходе проверок особое внимание уделяется контролю за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования в отношении рыбной, молочной и мясной продукции, продукции из мяса птицы и продуктов их переработки, в т.ч. кулинарной продукции на предприятиях общественного питания быстрого обслуживания.

Проведено 1204 проверки (2021 г. -1 092), что составило 69,3% от общего числа проведенных проверок (40,6% - 2021 г.).
Наиболее часто в ходе проверок выявлялись нарушения требований следующих технических регламентов:
51,3% ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (2021 г. – 76,3%),
10,7% ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Управлением вынесено 206 постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере технического регулирования, в том числе 80 (39%) постановление о назначении административного наказания в виде штрафа (2022г. - (23%)), 125 (60%) постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения (2022г.-75%).

Средняя сумма штрафа по постановлениям об административном правонарушении в сфере технического регулирования, рассмотренных в Управлении, составила 28 тыс. 268 руб. (2022г. – 27 тыс. 191 руб.).
Управлением направлено в суд 7 (4%) протоколов об административном правонарушении. Протоколы направляются с применением меры обеспечения в соответствии с требованиями КоАП РФ. Рассмотрено судом 4 протокола об административном правонарушении (штраф с конфискацией – 2, штраф – 1, предупреждение - 1). Остальные дела в стадии рассмотрения.
Должностными лицами Управления в большей степени применялись следующие статьи КоАП РФ в сфере технического регулирования:
- ст. 14.43 ч. 1 – 129 протоколов (69%);
- ст. 14.43 ч. 2 – 18 протоколов (10%)
- ст. 14.44 ч.1 – 4 протокола (2%);